Содержание
- Назначение семантических URL
- Влияние ЧПУ на поисковое продвижение
- Преимущества friendly URL
- Недостатки ЧПУ
- Примеры адресов страниц
- Структура ЧПУ-ссылок
- Семантические URL и кириллица
- Длина ЧПУ
- Разделение слов в семантических ссылках
- ЧПУ для разных видов контента - текста, видео, картинок
- Типичные ошибки при создании ЧПУ
- Настройка ЧПУ каталога на 1С-Битрикс
ЧПУ (человекопонятный URL) - адрес страницы в интернете, состоящий из понятных человеку слов вместо традиционных идентификаторов файловой структуры сайта. Термин пришел в русский язык из английского ИТ-сегмента. Исходное выражение «friendly URL» часто адаптируется для русскоязычных статей как «семантический URL». Аббревиатура ЧПУ используется в блогах и обучающих статьях о SEO-оптимизации сайтов.
Назначение семантических URL
Значительная часть CMS автоматически генерирует ссылку при создании новой страницы. Например, так делает «Битрикс». Адреса подобных URL формируются на основании файловой структуры ресурса и состоял из цифр и букв, расставленных в рандомном порядке.
Большинство посетителей сайта не сможет почерпнуть из этого набора знаков никакой полезной информации. Часть из них даже откажется от просмотра страницы с нечитабельным адресом. Что, в свою очередь, отрицательно скажется на продвижении сайта. Если пользователь считает страницу некачественной, то поисковик думает так же и понижает ее в результатах выдачи.
Вот почему так важно использовать при создании адресов страниц короткие и понятные слова, а также аббревиатуры.
Влияние ЧПУ на поисковое продвижение
Семантический URL остается неотъемлемым атрибутом эффективной оптимизации ресурса. Индексация страниц с читабельными ссылками происходит быстрее, они получают более высокое место в поисковой выдаче. Часто позиции сайта растут за счет включения в ЧПУ ключевых слов.
Когда все урлы на сайте составлены по основным правилам, пользователям проще найти необходимую информацию и поделиться результатами поиска в социальных сетях или мессенджерах. Семантические ссылки вызывают у людей больше доверия - такие URL чаще пересылают родственникам и друзьям. Слишком длинные урл, которые содержат непонятный набор символов, отпугивают посетителей. Они могут решить, что такие страницы заражены вирусами даже при том, что других признаков этого явления не будет обнаружено.
Создавать ЧПУ нужно с самого первого дня после наполнения сайта контентом . Изменение URL страниц после запуска приведет к необходимости повторной индексации поисковыми системами. В это время сайт может потерять место в выдаче и долю трафика (за счет переходов с других сайтов по битым ссылкам).
Если все же возникла необходимость поменять адрес страницы (или нескольких страниц) - обязательно нужно настроить редиректы со старых адресов на новые.
Преимущества friendly URL
Применение ЧПУ позволяет:
- улучшить позиции ресурса в поисковой выдаче без переспама страниц ключевыми словами;
- облегчить навигацию по разделам за счет объединения страниц со схожим контентом в универсальные категории;
- упростить запоминание нужных URL-адресов пользователями сайта;
- повысить скорость освоения структуры интернет-ресурса новыми посетителями.
Создание системы семантических ссылок не потребует от владельцев сайта дополнительных расходов. Все необходимые инструменты есть в актуальных версиях большинства CMS.
Недостатки ЧПУ
Начинающие контент-менеджеры могут столкнуться со сложностями при настройке CMS для автоматической генерации ЧПУ. Проблема решается посредством установки дополнительных модулей для системы управления. Некоторые платформы для создания сайтов предлагают клиентам готовый софт для создания читаемых человеком URL. Иногда все же приходится создавать ссылки вручную, поскольку автоматические алгоритмы не всегда корректно транслитерируют кириллицу.
Примеры адресов страниц
Так выглядят адреса страниц без ЧПУ:
- http://сайт/?p=2288;
- http://сайт/?p=325;
- http://сайт/catalog/a/74sxsrf.html.
Примеры адресов ЧПУ:
- http://сайт/experts/soveti/vibiraem-karniz/;
- https://сайт/ru/proekty/doma-iz-brusa;
- https://сайт/nashi-uslugi/.
Структура ЧПУ-ссылок
Формирование семантических адресов страниц осуществляется по шаблону вида /pagename/. С его помощью можно создавать разделы с общей информацией:
- контактными данными организации,
- адресом офиса компании,
- режимом работы бутика,
- схемой проезда к складу магазина.
Шаблон /pagename.html применяется для постоянных страниц. Чаще всего ссылки такого вида появляются в разделах со статьями. Интернет-магазины часто использую подобные URL на страницах с описаниями товаров и отзывами клиентов. Владельцы блогов применяют /pagename.html для оформления интервью.
ЧПУ для сайтов с большим количеством динамических страниц в рамках одного раздела создаются по шаблону /id/title. Он же применяется новостными ресурсами с регулярно обновляемой лентой событий. Однако вы должны понимать, что если в адресе ссылки присутствует ID, то вероятность того, что пользователи запомнят эту комбинацию, минимальна. ID можно использовать для уникализации разных статей с похожими названиями, но вместо случайной комбинации цифр стоит использовать порядковые номера.
Некоторые сложности после применения шаблона /id/title возникают и с индексацией страниц веб-ресурса поисковыми системами. Большое количество URL с одинаковой структурой на одном домене рассматривается роботами Yandex и Google как потенциальный источник спама. По этой причине опытные SEO-оптимизаторы рекомендуют новичкам использовать уникальные URL для всего содержимого сайта.
Шаблон /year/month/day/title.html предназначен для тех страниц, информация в которых актуальна для конкретного промежутка времени или даты. Благодаря ему пользователи сайта могут мгновенно оценить актуальность материала или запомнить дату его размещения в сети.
Ссылки вида /category/subcategory/title используются для сайтов со сложной многоуровневой структурой, где кроме основных категорий есть отдельные подкатегории. Такой подход позволяет проще ориентироваться на сайте. Это важно не только для пользователей, но и для владельцев, администраторов ресурса.
Семантические URL и кириллица
На просторах рунета нередко встречаются адреса страниц, прописанные кириллицей. Такой вариант подходит для коротких ссылок. Пользователю проще прочитать адрес и понять, что он найдет при переходе на страницу. Не стоит забывать и о том, что при вставке скопированных URL в мессенджеры или социальные сети кириллица преобразуется в нечитаемые символы Юникода. Красота семантического URL исчезает.
Поэтому мы не рекомендуем использовать кириллицу. Латиница или транслит более целесообразны.
Длина ЧПУ
Общая рекомендация - используйте короткие ЧПУ. Чем короче ссылка, тем больше вероятность, что ей поделятся в соцсетях. Короткий URL не только привлекателен внешне, но и позволит оценить содержание страницы без перехода на нее. В таком случае для вставки в соцсети можно воспользоваться сервисами, сокращающими ссылки.
Оптимальная длина семантического URL составляет 80 символов. Но чем она меньше, тем легче и быстрее посетители будут делиться полученными с сайта новостями. Желательно ограничиться конкретным адресом страницы, исключая подкатегории и другие элементы (если они служат только для иерархии). При перечислении категорий часто используют только две из них: первую и последнюю.
Разделение слов в семантических ссылках
В адресе ссылки запрещено ставить пробелы. Их заменяют знаками (-) или (_). При помощи этих символов разделяются отдельные слова.
ЧПУ для разных видов контента - текста, видео, картинок
Нередко владельцы сайтов получают трафик с поисковых систем не только при переходе пользователей по адресу основной ссылки, но и по видео, картинкам, другим видам контента. Чтобы повысить позиции ресурса в поисковой выдачи, необходимо правильно прописывать названия таких документов, используя ключевые слова.
Типичные ошибки при создании ЧПУ
- избыточная длина адреса страницы,
- применение лишних символов или знаков препинания,
- использование слов, которые не несут смыслового значения для пользователей, например, вставка /category/ или /page/ делают адрес страницы длиннее, однако не информативнее
Отдельная категория ошибок - неправильная транслитерация кириллических символов. Чтобы избежать этого пользуйтесь соответствующими онлайн-сервисами (например, Advego). Они обеспечат правильную транслитерацию нужных слов по действующим правилам.
Настройка ЧПУ каталога на 1С-Битрикс
Настройка ЧПУ на Битрикс включает в себя несколько шагов:
- настройка инфоблока разделов;
- настройка символьного кода разделов и элементов;
- настройка компонента для отображения урла.
Сначала переходим в административную часть сайта, раздел «Инфоблоки». Там открываем «Контент», «Каталог», переходим на вкладку «Поля» и производим настройки.
Установим символьный код обязательным, включим проверку на уникальность и будем транслитерировать URL из названия. Затем переключаемся на вкладку «Поля разделов», делаем символьный код обязательным, но на уникальность его проверять не будем, а установим «транслитерировать URL».
На сайте имеются дополнительные компоненты, которые используют информацию с инфоблока «Каталог». К числу этих компонентов относятся верхнее меню и bitrix:catalog.section. По этой причине необходима настройка URL в самом инфоблоке, но делать мы это будем чуть позже.
Теперь переходим в каталог, в нем открываем разделы, для каждого из которых обозначаем символьный код. Это же необходимо сделать с элементами товаров. В итоге каждая позиция должна получить свой уникальный урл. Если открыть разделы в виде таблицы и написать в ней символьный код, то напротив каждого раздела будет видна его составляющая URL. Если перейти в раздел и посмотреть его элементы, то станет ясно, что у каждого элемента сформировался свой урл.
Примечание: Обязательно при настройке ЧПУ сформировать индивидуальный URL как у элементов так и у разделов.
Теперь давайте настроим комплексный компонент Каталог для формирования ЧПУ на Битриксе. Переходим на страницу каталога, включаем быстрый режим правки, переходим в настройки компонента «Каталог».
Теперь открываем «Управление адресами страниц», включаем поддержку seo url, заменяем ID на CODE и сохраняемся.
Следующий шаг - установка параметров ссылок bitrix:catalog.section для элементов. Сначала необходимо открыть настройки, нажать на вкладку «Шаблоны ссылок» и в строке «URL, ведущий на страницу с содержимым элемента раздела», сформировать ссылку к элементам. После этого сохраняемся и проверяем. Ссылки должны были сформироваться, все работает правильно, но есть один нюанс – верхнее меню не отображается так, как необходимо. Чтобы все работало, необходимо настроить первую вкладку инфоблок каталога. Если изначально настроить все ЧПУ в инфоблоке, все компоненты будут наследовать эти настройки по умолчанию. Если в Битрикс не работает ЧПУ – проверьте еще раз все шаги. Возможно, где-то вы допустили ошибку.
Резюме
ЧПУ упрощают навигацию, улучшают кликабельность сниппетов, а также улучшают релевантность страницы. Ничего сложного в процессе их создания нет, но при использовании такого подхода можно без дополнительных затрат улучшить позиции ресурса в поисковой выдаче и сделать его популярным среди пользователей.