Содержание
- История развития SEO
- Что из себя представляет поисковая выдача сегодня
- Оптимизация сайта: пошаговая инструкция
- Виды оптимизации
- Плюсы и минусы SEO в сравнении с контекстной рекламой
- SEO-оптимизация сайта на Битрикс
- Инструменты SEO-специалиста
SEO(Search Engine Optimization, поисковая оптимизация) - комплексное развитие и продвижение сайта. Цель SEO - выход сайта в ТОП поисковой выдачи по определенным запросам. Это необходимо для увеличения количества посетителей и, соответственно, получения дополнительной прибыли.
История развития SEO
Первыми поисковыми системами считаются Excite и Wandex. Excite разработали студенты из Стэнфорда в 1993 году. Эта поисковая система существует и сейчас. Примерно в это же время студент из MIT создал Wandex. Затем появился еще один поисковик - Aiweb. С начала 90-х поисковые системы стали разрабатываться одна за другой: JumpStation, World Wide Web Worm, Alta Vista, Infoseek, Lycos, Yahoo, Ask.com. Только в 1997 мир увидел Яндекс и Google.
Первые поисковики были простыми. Сайты оценивались только по тексту и наличию ключевых слов. Чем больше на странице было ключей, тем релевантнее был текст. После того как Google выпустил алгоритм PageRank, сайты стали оцениваться по авторитетности. Она рассчитывалась с учетом ссылочного профиля ресурса: сайт находился выше в поисковой выдаче Google, если у него было много внешних ссылок. У Яндекса был похожий инструмент - ТИЦ, который в 2018 году заменили на ИКС.
В те времена SEO-специалисты могли легко манипулировать поисковой выдачей, поэтому вскоре поисковики стали показывать пользователю совсем не то, что он искал. В итоге поисковые системы начали бороться со старыми методами сеошников. Это противостояние продолжалось вплоть до 2012 года. Долгое время Яндекс и Google разрабатывали новые и обновляли имеющиеся алгоритмы.
Поисковые системы стали индексировать не только тексты, но и изображения, мета-описания, научились считать количество ссылок, определять регион и т.д. Также появились асессорские оценки, теперь реальные люди наряду с роботами оценивают релевантность страниц и могут применять фильтры и ручные санкции за нарушение правил поисковых систем.
Сегодня методы продвижения сильно отличаются от тех, которые использовали первые сеошники. Теперь SEO - это всестороннее улучшение сайта, повышение качества ресурса с учетом множества факторов ранжирования.
Что из себя представляет поисковая выдача сегодня
Пример поисковой выдачи Яндекса. Запрос «смартфон Samsung galaxy J5» имеет 117 млн результатов. В результатах выдачи есть:
- Контекстная реклама Яндекс.Директ. Здесь собраны объявления по результатам запросов пользователя. Эти объявления очень похожи на естественные результаты выдачи. Однако данные объявления платные.
- Добавленный блок предложений о покупке товара с Яндекс.Маркета.
- Органическая выдача - результаты поискового запроса и основной источник трафика.
- Дополнительные возможности оптимизации сниппетов в поиске. На примере видна микроразметка отзывов о продукте и программа Яндекса по улучшению внешнего вида сниппетов - «Товары и цены».
- Блок с результатами поиска по картинкам - дополнительный источник трафика. Все изображения на продвигаемом сайте требуют оптимизации.
- Регион, по которому осуществляется поиск. Для геозависимых запросов региональные факторы имеют ключевое значение.
Оптимизация сайта: пошаговая инструкция
Поисковые системы постоянно работают над повышением качества выдачи, в связи с чем нужно продвигать сайт комплексно. Особое внимание важно уделить технической стороне, контенту, юзабилити, удобству, корректному отображению на разных устройствах и привлечению естественных ссылок.
Оптимизация сайта бывает внутренней и внешней.
Шаг 1. Внутренняя оптимизация
На данном этапе специалисты улучшают сайт для повышения позиций в поисковой выдаче. Алгоритм работы:
- Составление семантического ядра: сбор ключевых слов, по которым будет продвигаться сайт.
- Доработка структуры сайта: ЧПУ, Robots.txt, карта сайта.
- Устранение технических ошибок, среди которых битые ссылки, дубли страниц. Работа над более быстрой загрузкой сайта.
- Непрерывное улучшение юзабилити сайта, т.е. удобства для посетителей.
- Повышение релевантности страниц (соответствие запросу задачи).
- Оптимизация картинок и фотографий.
- Осуществление внутренней перелинковки.
Внутренняя оптимизация - самый трудоемкий этап, причем ее нужно проводить регулярно. Ресурс должен в полной мере предоставлять пользователю информацию, за которой он к вам пришел, а также быть качественным, удобным и быстрым. Именно от внутренней оптимизации зависит успех вашего проекта.
Шаг 2. Внешняя оптимизация
На этом этапе специалисты занимаются наращиванием ссылочной массы, т.е. получением ссылок на ваш ресурс с других сайтов.
Сегодня поисковики серьезно борются со ссылками, поэтому так важно найти хороший сайт-донор. Лучшие результаты можно получить со ссылок с трастовых тематических и незаспамленных площадок.
На этапе внешней оптимизации формируется список «доноров», пишутся тексты ссылок и создается околоссылочное окружение. После этого их можно размещать.
Для наращивания естественной и качественной ссылочной массы необходимо использовать методы получения ссылок, не противоречащие правилам, например:
- Регулярно публиковать новую интересную информацию, которой пользователи захотят поделиться.
- Регистрировать ресурс в поисковых системах и каталогах.
- Обмениваться ссылками с популярными и авторитетными ресурсами.
- Размещать пресс-релизы.
- Проявлять активность в блогах и на форумах.
Оптимизация также включает в себя конкурентный анализ. Он поможет понять, чего именно не хватает сайту для роста.
Виды оптимизации
SEO-продвижение позволяет использовать различные способы достижения результата. Одни считаются приемлемыми, а другие влекут за собой санкции со стороны поисковиков. Специалисты выделяют 3 вида оптимизации - белую, серую и черную.
Белая оптимизация
К этому виду относятся методы, которые соответствуют рекомендациям поисковых систем и не нарушают их правила. Такую оптимизацию называют также естественной.
Белая оптимизация включает в себя:
- уменьшение времени загрузки;
- оптимизацию html-кода;
- улучшение функционала сайта, его структуры и дизайна;
- создание качественного и уникального контента;
- работа с внутренними ссылками;
- заполнение h1, title, description;
- работа, направленная на увеличение времени нахождения пользователя на сайте, а также глубины просмотра.
Белая оптимизация включает в себя и другие виды работ, о которых речь пойдет ниже.
Серая оптимизация
Предполагает использование не только белых методов, но и способов, которые поисковики не рекомендуют. Среди них:
- Работа с внешними ссылками: закупка ссылочной массы на биржах, ручное размещение на тематических порталах и в каталогах.
- Создание контента с большим количеством ключевых слов в текстах, h1, title, description в ущерб содержанию и качеству текстов.
- Создание специальных сайтов для получения трафика - сателлитов. Ссылки на ваш ресурс, размещенные на сателлите, помогут выйти нужному ресурсу в ТОП поисковой выдачи.
Поисковые системы имеют специальные алгоритмы и фильтры для борьбы с серым SEO. Поэтому такие методы нужно применять очень осторожно.
Черная оптимизация
Это самый недобросовестный вид SEO, он нарушает все правила поисковиков. Из-за черной оптимизации сайт может получить фильтр от Яндекса или Google. Черное SEO включает в себя:
- Создание дорвеев с бесполезным контентом и повторением некоторых ключевых слов. Дорвеи нужны для перенаправления на другой ресурс.
- Клоакинг - метод, при котором контент отличается в зависимости от того, кто его просматривает - робот или живой пользователь.
- Размещение скрытого текста с ключевыми словами. Страницы с таким текстом предназначаются для роботов, а не для пользователей.
- Проставление однопиксельной ссылки (ссылки размером 1х1 пиксель) для роста авторитетности сайта (того, на который ссылается эта ссылка).Ее не видят обычные пользователи, но она индексируется роботом.
- Свопинг - замещение контента после индексации страницы. Пользователи видят нерелевантный запросу контент, который имеет множество ссылок. Свопинг нужен для получения дополнительной прибыли с продаж ссылок.
Любой вид SEO так или иначе влияет на работу роботов. Однако специалисты, использующие «белые» методы, не нарушают правила. Они делают свою работу в соответствии с рекомендациями поисковиков по разработке и оптимизации «хороших» сайтов. Все эти советы и правила находятся в открытом доступе, ознакомиться с ними можно в Справочном центре Search Console Google или Яндекс.Помощь.
Плюсы и минусы SEO в сравнении с контекстной рекламой
Кроме органической выдачи, поисковики показывают пользователю контекстную рекламу. Это платные объявления, которые пользователь видит в зависимости от поискового запроса, а также своих интересов, предпочтений и т.д. Специалисты отмечают, что контекстная реклама совместно с SEO-оптимизацией дают лучшие результаты, нежели один из этих инструментов. Это связано с поведенческими факторами и реакцией пользователей на рекламу.
Поисковая система отслеживает популярность сайта и поведение пользователей, а в дальнейшем учитывает эти данные. Разумеется, это касается не только контекстной рекламы: переходы на сайт всегда положительно влияют на SEO. Но что делать, если ваш бюджет ограничен и нужно выбрать только один инструмент? Рассмотрим все плюсы и минусы SEO и контекстной рекламы.
SEO | Контекстная реклама |
Низкая стоимость привлечения одного посетителя | Более высокая стоимость перехода каждого пользователя |
Оплата за работу в целом | Плата за каждый переход |
Результат появится не сразу | Быстрый результат |
Нужно дорабатывать и корректировать | Быстрый запуск |
Эффект сохраняется надолго | Эффект есть, пока вы вкладываете деньги в рекламу |
Пользователи доверяют больше | Есть пометка «Реклама», из-за чего пользователи доверяют меньше |
Вы получаете улучшенную версию сайта за счет технической оптимизации | Можно запускать при любом состоянии сайта |
Нестабильные позиции | Стабильные позиции |
Индексация, корректировка и оптимизация занимают время | Быстрое внесение изменений и мгновенное отображение корректировок в рекламной кампании |
При выборе инструмента важно учитывать квалификацию специалистов. Неопытные контекстологи могут неправильно настроить рекламу, а неквалифицированные сеошники - применять старые технологии продвижения и пропустить важные этапы оптимизации или вовсе могут загнать сайт под фильтр.
SEO-оптимизация сайта на Битрикс
Платформа 1С-Битрикс имеет особенности и внутренней, и внешней оптимизации. В системе все действия связаны между собой, поэтому важно исключить ошибки при работе над каждым параметром.
Управление внутренними и внешними параметрами подразумевает не только индексацию страниц, но и интеграцию с обеспечением поисковых систем. Последняя версия 1С-Битрикс имеет улучшенный функционал, включающий в себя платные опции для эффективного продвижения.
Особенности внутренней оптимизации на Битрикс:
- Набор инструментов для ускорения загрузки страниц. Здесь важно правильно использовать возможности 1С-Битрикс.
- Управление кэшированием посредством подключения Опытный программист знает, как автоматизировать кэш-параметры.
- Доступ к параметрам Keep Alive, которые непосредственно влияют на результат раскрутки.
- Начинающие возможности, которые направлены на результативность поисковиков: правка заголовков, управление редиректами, настройка канон-адресов.
Важно исключить дубли сайта и проконтролировать работу имеющихся микроформатов ресурса: ошибки могут замедлить продвижение.
Инструменты SEO-специалиста
В условиях конкуренции и сложности рынка современным сеошникам не обойтись без специальных сервисов и программ. Наиболее популярные инструменты SEO-специалиста:
- KeyCollector. Платная программа для создания семантического ядра. Сегодня не существует полных бесплатных аналогов. Группировать запросы можно с помощью сервиса ppc-panel.ru, собирать семантику по домену поможет beta.bukvarix.com.
- Screaming Frog SEO Spider. Платная десктопная программа для сканирования. Инструмент имеет бесплатный аналог с ограниченным функционалом - Xenu.
- Advego Plagiatus, Etxt Антиплагиат. Бесплатные сервисы проверки уникальности текста.
- Semrush.com. Платный инструмент для анализа конкурентов. Бесплатный сервис ru.majestic.com. называют условно аналогичным.
- Serpstat.com. Платный сервис с большим функционалом. С его помощью можно заниматься мониторингом позиций, анализом ключевых фраз, обратных ссылок, также можно сделать аудит сайта и анализ конкурентов.
- Ahrefs.com. Платный сервис для анализа внешних ссылок.
- Checktrust.ru. Проверяет траст сайта и оценивает качество ссылочной массы. Сервис используют также для оценки ссылок конкурентов.
- Linkpad.ru. Инструмент для анализа ссылочной массы конкурентов.
- Xtool.ru. Проверяет траст сайтов и страниц в Яндексе. Используется также для анализа различных SEO-параметров.
- Whoishostingthis.com. Инструмент для проверки хостинга.
- Builtwith.com. Отображает основные технические характеристики сайта.
SEO можно назвать главным методом привлечения пользователей на сайт. Этот инструмент продвижения существует с самого появления поисковых систем. Многие начали говорить о том, что SEO исчезнет, еще в 1997 году. Однако SEO постоянно совершенствуется, подстраивается под новые алгоритмы ранжирования, фильтры, факторы. Поисковое продвижение будет актуально до тех пор, пока люди ищут что-либо в интернете.
Важно помнить, что результаты SEO-оптимизации останутся на сайте и будут влиять на его продвижение и после того, как вы закончите сотрудничать с SEO-специалистами. Результат будет зависеть от качества работы и ее полноты. Также не стоит забывать о том, что алгоритмы поисковых систем все время совершенствуются. Это значит, что сайту нужны будут новые инструменты SEO-продвижения, о которых знает компетентный специалист.
Можно ли сделать базовую SEO-оптимизацию самостоятельно с нуля? В теории можно найти в интернете пособие или чек-лист и выполнить эту работу без привлечения специалистов. Однако, если вы хотите получить качественный результат, лучше обратиться к опытному сеошнику. Специалист точно знает, как вывести интернет-магазин, лендинг или обычный сайт в ТОП поисковой выдачи на основе методов, которые «нравятся» поисковикам.