Содержание
- Кому будут полезны наши советы
- ТЗ: что это такое и зачем требуется
- Составление ТЗ - задача исполнителя
- Точность и однозначность
- Указание общей информации
- Работа со сложными терминами
- Описание инструментов и требований к хостингу
- Требования к работе сайта
- Описание структуры сайта
- Описание каждой страницы
- Сценарии использования сайта
- Ответственный за контент
- Описание дизайна
- Структура ТЗ
В создании сайтов, как и в человеческом общении, действует простой принцип: если вас можно понять неправильно, то вас обязательно поймут неправильно. Например, заказчик хотел аналог «Фейсбука», а получил форум цветоводов-любителей. В итоге в минусе все - и недовольный результатом клиент, и потративший время впустую разработчик.
В этой статье мы расскажем, что именно необходимо писать в техническом задании. Вы также узнаете, как не надо делать, чтобы создание ТЗ не обернулось впустую потраченным временем.
Кому будут полезны наши советы:
- специалистам по созданию сайтов - дизайнерам, веб-разработчикам, верстальщикам;
- менеджерам проектов;
- владельцам бизнеса, планирующим заказать создание сайта;
- руководителям диджитал-студий.
ТЗ: что это такое и зачем требуется
Техзадание - это документ, в котором прописаны требования к сайту. Они должны быть точными и подробными – так, все, кто участвует в разработке сайта, будут четко понимать свои задачи. Это значит, что с высокой вероятностью результат порадует всех.
Главная цель техзадания - уверенность в том, что заказчик и исполнитель правильно понимают друг друга.
Каждая из сторон может извлечь из создания технического задания свою пользу.
Что получает клиент:
- Понимание, за что он отдает свои деньги и каким будет готовый сайт. Заказчик может сразу увидеть структуру и понять принципы работы сайта, оценить, все ли его устраивает. Если у клиента появляются какие-либо замечания, то устранить недочеты можно до начала разработки.
- Возможность оценить компетентность исполнителя. Грамотное и понятное ТЗ вызывает доверие, а запутанное и невнятное - настораживает.
- Страховку от недобросовестности исполнителя. Заказчик может сверить готовый сайт с техзаданием. Если обнаружены несоответствия, то исполнитель обязан их устранить. При заключении договора клиент дополнительно застрахован на законодательном уровне и может при необходимости обратиться в суд.
- Возможность заменить исполнителя. Иногда между заказчиками и разработчиками возникают неразрешимые разногласия, и их партнерские отношения заканчиваются, а разработка сайта останавливается. Имея подробное ТЗ, клиент может просто передать его новой команде, которая быстро втянется в работу.
- Возможность узнать стоимость создания сложного веб-сервиса. Ни один разработчик не станет сходу озвучивать точные сроки и стоимость разработки сложного продукта. Сначала необходимо понять специфику работы сервиса, и поможет в этом техническое задание.
Что получает исполнитель:
- Понимание желаний клиента. Заказчик отвечает на множество вопросов, знакомится с примерами, оценивает решения, а исполнитель составляет единый документ для согласования. Если клиент согласовал ТЗ, то разработчик все понял правильно.
- Защиту своих интересов. Некоторые заказчики пытаются «переиграть» ход работы, внося неожиданные предложения. При согласованном и подписанном техзадании исполнителю не грозит поток сиюминутных «хотелок» клиента - закон на стороне разработчика.
- Возможность продемонстрировать свою компетентность. Тщательно проработанное ТЗ - это наглядная демонстрация того, на что способен исполнитель. Составляя продуманное техзадание, разработчик доказывает, что ему можно доверять.
- Возможность дополнительного заработка. Некоторые веб-студии и разработчики предлагают составления техзадания как отдельную услугу.
- Возможность упростить и ускорить процесс разработки. Хорошее ТЗ содержит описание структуры сайта, функций и элементов на каждой странице. При наличии техзадания разработчику остается только создать дизайн и написать код.
Теперь перейдем к тому, как составить правильное техническое задание.
Составление ТЗ - задача исполнителя
Теоретически составить ТЗ может кто угодно. Даже короткое предложение (например, «Нужен сайт-визитка для салона красоты») - это уже техзадание. Однако подобное ТЗ не будет достаточно информативным.
Составлением хорошего технического задания всегда занимается исполнитель, а не заказчик, ведь создание сайта - это задача для разработчика, а не для владельца клиники или магазина техники. Это не означает, что ответственность полностью ложится на исполнителя. Клиенту также предстоит принимать непосредственное участие в разработке. Чтобы результат был качественным, заказчику следует:
- рассказать исполнителю о своей компании, услугах/продукции, целевой аудитории;
- объяснить, для чего именно нужен сайт;
- донести до разработчика свои желания и поделиться идеями;
- привести примеры сайтов, которые ему нравятся;
- ответить на возникающие у разработчика вопросы.
При желании клиент может предложить черновой вариант ТЗ, который либо ускорит работу, либо будет забракован.
Точность и однозначность
Главное правило при составлении ТЗ звучит так: «Пишите точно и однозначно».
Во-первых, это значит, что в техзадании не должно быть качественных прилагательных - «привлекательный», «надежный» и других определений, которые нельзя понять однозначно. Все просто - у каждого свои личные представления о привлекательности, надежности и т.д.
Внимание на картинку.
Кто-то посчитал, что этот красивый, по его мнению, дизайн можно использовать для сайта. Результат оказался плачевным.
То же касается и расплывчатых формулировок, например, «Сайт должен понравиться клиенту» или «Сайт должен выдерживать большие нагрузки». У клиента может быть плохое настроение, из-за которого он раскритикует любой сайт, а под «большими нагрузками» может подразумеваться как сотня, так и миллион посетителей.
Только конкретика! Обязательно проверьте текст ТЗ на наличие «невнятностей». Пишите четко и точно. Например, вместо «Сайт должен быстро загружаться» следует писать «Все страницы сайта должны иметь более 80 баллов в Google PageSpeed Insights. Фразу «На главной странице выводится список статей» замените фразой «На главной странице выводится список последних пяти опубликованных статей» и т.д.
Указание общей информации
Вся команда исполнителей должна понимать, чем занимается клиент и на какую целевую аудиторию рассчитан будущий сайт. Это следует прописать в начале ТЗ. Помимо этого, стоит указать цель сайта, кратко описав его функционал. Если заказчику нужен интернет-магазин, то разработчик должен сделать именно интернет-магазин, а не блог.
Работа со сложными терминами
Техзадание должно быть понятно заказчику - не забывайте об этом правиле. Используя сложные термины, объясните их клиенту максимально простым и доступным языком, даже если ваш заказчик очень далек от премудростей веб-разработки.
Описание инструментов и требований к хостингу
Обязательно опишите, какие инструменты, движки и библиотеки вы будете использовать, чтобы избежать разногласий с клиентом. Также пропишите требования к хостингу, чтобы не сделать сайт на PHP для заказчика с сервером на .NET.
Требования к работе сайта
Казалось бы, всем заказчикам и исполнителям очевидно, что сайт должен работать в любом браузере и на любом устройстве. Однако следует перечислить требования к работе сайта, чтобы интересы клиента были защищены.
Не забудьте указать требования к скорости загрузки сайта, допустимым нагрузкам и т.п.
Описание структуры сайта
Перед тем как дизайнеры и верстальщики начнут свою работу, согласуйте с клиентом структуру сайта. Задайте ему уточняющие вопросы, проведите совещание с разработчиками, SEO-специалистами, маркетологами, чтобы решить, какие страницы должны быть на сайте, как связать их между собой.
Структуру можно показать в виде списка или блок-схемы.
Помните, что структура - это фундамент сайта.
Описание каждой страницы
Заказчику необходимо объяснить, зачем нужна каждая страница и размещенные на ней элементы. Продемонстрировать это можно двумя способами.
Первый способ - прототип. Исполнитель прилагает к ТЗ нарисованные им эскизы каждой страницы, чтобы заказчик мог увидеть, как будет выглядеть интерфейс сайта, и внести свои замечания.
Второй способ - перечисление элементов. Исполнитель прописывает, какие блоки будут размещены на странице и какие функции они выполняют.
Сценарии использования сайта
При создании нестандартного интерфейса недостаточно продемонстрировать его структуру и эскизы страниц. И разработчик, и клиент должны понимать, как посетители будут пользоваться готовым сайтом. Для этого подходят сценарии с простой схемой:
- Действие посетителя.
- Ответное действие сайта.
- Результат.
Если вы занимаетесь разработкой обычной визитки или лендинга, то сценарии вам не понадобятся, а вот при создании сайтов с интерактивными сервисами без них не обойтись.
Ответственный за контент
Одни разработчики сразу наполняют сайт контентом, другие - пользуются «рыбой», а третьи предлагают написать тексты за отдельную плату. Наполнение сайта содержимым оговаривается в самом начале сотрудничества и фиксируется в техническом задании.
Объективно оценить качество текстов достаточно сложно. Не предлагайте клиенту «вкусный продающий контент» - это лишнее. А вот подчеркнуть, что весь контент является уникальным, полезно. Так заказчик будет защищен от недобросовестности исполнителей, пользующихся чужими наработками.
Описание дизайна
Вывести систему объективной оценки дизайна сложно (как и в случае с текстами). Вы можете обсудить с клиентом цветовую гамму и указать шрифты, если у заказчика есть брендбук.
Не пишите о том, каким красивым и современным будет дизайн будущего сайта - такие слова ничего не значат.
Структура ТЗ
Разные задачи - разные структуры техзадания. ТЗ для новой соцсети и ТЗ для лендинга по оптовым продажам стройматериалов по умолчанию не могут быть одинаковыми. Однако можно перечислить разделы, которые следует включить в структуру:
- Информация о компании-заказчике и ЦА, цели и задачи будущего сайта.
- Глоссарий сложных технических терминов.
- Требования к верстке и работе сайта.
- Описание применяемых технологий и перечень требований к хостингу.
- Структура сайта.
- Прототипы страниц/описания элементов, размещенных на странице.
- Сценарии использования нестандартного интерфейса.
- Контент, который создает исполнитель.
- Требования к дизайну.
Теперь вы знаете, как составить хорошее техническое задание и найти взаимопонимание с любым клиентом.