г. Москва, наб Пресненская, д. 8, стр. 1
Войти
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Заказать звонок

Как составить грамотное техническое задание на разработку сайта

Содержание

  1. Кому будут полезны наши советы
  2. ТЗ: что это такое и зачем требуется
  3. Составление ТЗ - задача исполнителя
  4. Точность и однозначность
  5. Указание общей информации
  6. Работа со сложными терминами
  7. Описание инструментов и требований к хостингу
  8. Требования к работе сайта
  9. Описание структуры сайта
  10. Описание каждой страницы
  11. Сценарии использования сайта
  12. Ответственный за контент
  13. Описание дизайна
  14. Структура ТЗ

В создании сайтов, как и в человеческом общении, действует простой принцип: если вас можно понять неправильно, то вас обязательно поймут неправильно. Например, заказчик хотел аналог «Фейсбука», а получил форум цветоводов-любителей. В итоге в минусе все - и недовольный результатом клиент, и потративший время впустую разработчик.

В этой статье мы расскажем, что именно необходимо писать в техническом задании. Вы также узнаете, как не надо делать, чтобы создание ТЗ не обернулось впустую потраченным временем.

Кому будут полезны наши советы:

  • специалистам по созданию сайтов - дизайнерам, веб-разработчикам, верстальщикам;
  • менеджерам проектов;
  • владельцам бизнеса, планирующим заказать создание сайта;
  • руководителям диджитал-студий.

ТЗ: что это такое и зачем требуется

Техзадание - это документ, в котором прописаны требования к сайту. Они должны быть точными и подробными – так, все, кто участвует в разработке сайта, будут четко понимать свои задачи. Это значит, что с высокой вероятностью результат порадует всех.

Главная цель техзадания - уверенность в том, что заказчик и исполнитель правильно понимают друг друга.

Каждая из сторон может извлечь из создания технического задания свою пользу.

Что получает клиент:

  1. Понимание, за что он отдает свои деньги и каким будет готовый сайт. Заказчик может сразу увидеть структуру и понять принципы работы сайта, оценить, все ли его устраивает. Если у клиента появляются какие-либо замечания, то устранить недочеты можно до начала разработки.
  2. Возможность оценить компетентность исполнителя. Грамотное и понятное ТЗ вызывает доверие, а запутанное и невнятное - настораживает.
  3. Страховку от недобросовестности исполнителя. Заказчик может сверить готовый сайт с техзаданием. Если обнаружены несоответствия, то исполнитель обязан их устранить. При заключении договора клиент дополнительно застрахован на законодательном уровне и может при необходимости обратиться в суд.
  4. Возможность заменить исполнителя. Иногда между заказчиками и разработчиками возникают неразрешимые разногласия, и их партнерские отношения заканчиваются, а разработка сайта останавливается. Имея подробное ТЗ, клиент может просто передать его новой команде, которая быстро втянется в работу.
  5. Возможность узнать стоимость создания сложного веб-сервиса. Ни один разработчик не станет сходу озвучивать точные сроки и стоимость разработки сложного продукта. Сначала необходимо понять специфику работы сервиса, и поможет в этом техническое задание.

Что получает исполнитель:

  1. Понимание желаний клиента. Заказчик отвечает на множество вопросов, знакомится с примерами, оценивает решения, а исполнитель составляет единый документ для согласования. Если клиент согласовал ТЗ, то разработчик все понял правильно.
  2. Защиту своих интересов. Некоторые заказчики пытаются «переиграть» ход работы, внося неожиданные предложения. При согласованном и подписанном техзадании исполнителю не грозит поток сиюминутных «хотелок» клиента - закон на стороне разработчика.
  3. Возможность продемонстрировать свою компетентность. Тщательно проработанное ТЗ - это наглядная демонстрация того, на что способен исполнитель. Составляя продуманное техзадание, разработчик доказывает, что ему можно доверять.
  4. Возможность дополнительного заработка. Некоторые веб-студии и разработчики предлагают составления техзадания как отдельную услугу.
  5. Возможность упростить и ускорить процесс разработки. Хорошее ТЗ содержит описание структуры сайта, функций и элементов на каждой странице. При наличии техзадания разработчику остается только создать дизайн и написать код.

Теперь перейдем к тому, как составить правильное техническое задание.

Составление ТЗ - задача исполнителя

Теоретически составить ТЗ может кто угодно. Даже короткое предложение (например, «Нужен сайт-визитка для салона красоты») - это уже техзадание. Однако подобное ТЗ не будет достаточно информативным.

Составлением хорошего технического задания всегда занимается исполнитель, а не заказчик, ведь создание сайта - это задача для разработчика, а не для владельца клиники или магазина техники. Это не означает, что ответственность полностью ложится на исполнителя. Клиенту также предстоит принимать непосредственное участие в разработке. Чтобы результат был качественным, заказчику следует:

  • рассказать исполнителю о своей компании, услугах/продукции, целевой аудитории;
  • объяснить, для чего именно нужен сайт;
  • донести до разработчика свои желания и поделиться идеями;
  • привести примеры сайтов, которые ему нравятся;
  • ответить на возникающие у разработчика вопросы.

При желании клиент может предложить черновой вариант ТЗ, который либо ускорит работу, либо будет забракован.

Точность и однозначность

Главное правило при составлении ТЗ звучит так: «Пишите точно и однозначно».

Во-первых, это значит, что в техзадании не должно быть качественных прилагательных - «привлекательный», «надежный» и других определений, которые нельзя понять однозначно. Все просто - у каждого свои личные представления о привлекательности, надежности и т.д.

Внимание на картинку.

Кто-то посчитал, что этот красивый, по его мнению, дизайн можно использовать для сайта. Результат оказался плачевным.

Рекомендуемые решения

То же касается и расплывчатых формулировок, например, «Сайт должен понравиться клиенту» или «Сайт должен выдерживать большие нагрузки». У клиента может быть плохое настроение, из-за которого он раскритикует любой сайт, а под «большими нагрузками» может подразумеваться как сотня, так и миллион посетителей.

Только конкретика! Обязательно проверьте текст ТЗ на наличие «невнятностей». Пишите четко и точно. Например, вместо «Сайт должен быстро загружаться» следует писать «Все страницы сайта должны иметь более 80 баллов в Google PageSpeed Insights. Фразу «На главной странице выводится список статей» замените фразой «На главной странице выводится список последних пяти опубликованных статей» и т.д.

Указание общей информации

Вся команда исполнителей должна понимать, чем занимается клиент и на какую целевую аудиторию рассчитан будущий сайт. Это следует прописать в начале ТЗ. Помимо этого, стоит указать цель сайта, кратко описав его функционал. Если заказчику нужен интернет-магазин, то разработчик должен сделать именно интернет-магазин, а не блог.

Работа со сложными терминами

Техзадание должно быть понятно заказчику - не забывайте об этом правиле. Используя сложные термины, объясните их клиенту максимально простым и доступным языком, даже если ваш заказчик очень далек от премудростей веб-разработки.

Описание инструментов и требований к хостингу

Обязательно опишите, какие инструменты, движки и библиотеки вы будете использовать, чтобы избежать разногласий с клиентом. Также пропишите требования к хостингу, чтобы не сделать сайт на PHP для заказчика с сервером на .NET.

Рекомендуемые решения

Требования к работе сайта

Казалось бы, всем заказчикам и исполнителям очевидно, что сайт должен работать в любом браузере и на любом устройстве. Однако следует перечислить требования к работе сайта, чтобы интересы клиента были защищены.

Не забудьте указать требования к скорости загрузки сайта, допустимым нагрузкам и т.п.

Описание структуры сайта

Перед тем как дизайнеры и верстальщики начнут свою работу, согласуйте с клиентом структуру сайта. Задайте ему уточняющие вопросы, проведите совещание с разработчиками, SEO-специалистами, маркетологами, чтобы решить, какие страницы должны быть на сайте, как связать их между собой.

Структуру можно показать в виде списка или блок-схемы.

Помните, что структура - это фундамент сайта.

Описание каждой страницы

Заказчику необходимо объяснить, зачем нужна каждая страница и размещенные на ней элементы. Продемонстрировать это можно двумя способами.

Первый способ - прототип. Исполнитель прилагает к ТЗ нарисованные им эскизы каждой страницы, чтобы заказчик мог увидеть, как будет выглядеть интерфейс сайта, и внести свои замечания.

Второй способ - перечисление элементов. Исполнитель прописывает, какие блоки будут размещены на странице и какие функции они выполняют.

Сценарии использования сайта

При создании нестандартного интерфейса недостаточно продемонстрировать его структуру и эскизы страниц. И разработчик, и клиент должны понимать, как посетители будут пользоваться готовым сайтом. Для этого подходят сценарии с простой схемой:

  1. Действие посетителя.
  2. Ответное действие сайта.
  3. Результат.

Если вы занимаетесь разработкой обычной визитки или лендинга, то сценарии вам не понадобятся, а вот при создании сайтов с интерактивными сервисами без них не обойтись.

Ответственный за контент

Одни разработчики сразу наполняют сайт контентом, другие - пользуются «рыбой», а третьи предлагают написать тексты за отдельную плату. Наполнение сайта содержимым оговаривается в самом начале сотрудничества и фиксируется в техническом задании.

Объективно оценить качество текстов достаточно сложно. Не предлагайте клиенту «вкусный продающий контент» - это лишнее. А вот подчеркнуть, что весь контент является уникальным, полезно. Так заказчик будет защищен от недобросовестности исполнителей, пользующихся чужими наработками.

Описание дизайна

Вывести систему объективной оценки дизайна сложно (как и в случае с текстами). Вы можете обсудить с клиентом цветовую гамму и указать шрифты, если у заказчика есть брендбук.

Не пишите о том, каким красивым и современным будет дизайн будущего сайта - такие слова ничего не значат.

Структура ТЗ

Разные задачи - разные структуры техзадания. ТЗ для новой соцсети и ТЗ для лендинга по оптовым продажам стройматериалов по умолчанию не могут быть одинаковыми. Однако можно перечислить разделы, которые следует включить в структуру:

  1. Информация о компании-заказчике и ЦА, цели и задачи будущего сайта.
  2. Глоссарий сложных технических терминов.
  3. Требования к верстке и работе сайта.
  4. Описание применяемых технологий и перечень требований к хостингу.
  5. Структура сайта.
  6. Прототипы страниц/описания элементов, размещенных на странице.
  7. Сценарии использования нестандартного интерфейса.
  8. Контент, который создает исполнитель.
  9. Требования к дизайну.

Теперь вы знаете, как составить хорошее техническое задание и найти взаимопонимание с любым клиентом.

Популярные категории

Назад к списку



ЧЕРЕЗ
N сек.
ты получишь
подарок
Промокод
на скидку
Получить промокод